Устройство фундаментов из буронабивных свай: достоинства, особенности, технология создания
Нередко точечное строительство предполагает возведение строений в непосредственной близости от уже существующих. Также строительство может вестись и возле коммуникаций, будь то транспортных или инженерных. Само собой, что в подобных случаях строительные работы должны проводиться с максимальной точностью, при этом порог допустимой вибрации и тряски значительно снижается. Во избежание деформации объектов, окружающих место нового строительства, которая может произойти в результате вибропогружения или забивки опор, сегодня все чаще прибегают к применению буронабивных свай.
Устройство фундаментов из буронабивных свай идеально подходит для возведения сооружений на площадках с особыми как инженерными, так и геологическими условиями, а также сооружений с повышенной нагрузкой. Преимущество такого вида свай состоит в их малошумности.
Буронабивные сваи – что же это такое? Это пробуренные столбовые ямы, в которые допустимо погружать металлокаркасы самых разных видов, после чего в них закачивается либо бетон, либо песчано-цементная смесь, либо раствор цемента. Непосредственно само бурение осуществляется с использованием, а также отсутствием, обсадных труб 1-3 метровой длины. В случае отсутствия обходной трубы применяется проходной шнек. Режущий наконечник обсадной трубы располагается в нижнем фланце ее первой секции. Бурение обсадной трубой осуществляется путем ее непрерывных вращательно-возвратных действий. Выбор того или иного бурового устройства обуславливается составом грунта, где предполагается вести строительство.
Преимущества
Буронабивные сваи обладают целым рядом преимуществ, которые выделяют их среди прочих подобных строительных элементов:
- Безопасность для уже построенных сооружений возле места нового строительства;
- Низкие показатели вибрации;
- Низкие показатели шума;
- Отсутствие необходимости доставки;
- Отсутствие необходимости заблаговременного приобретения на заводе большого количества свай;
- Отсутствие необходимости устранять с места строительства лишний грунт;
- Высокие несущие показатели;
- Усиление фундамента буронабивными сваями;
- Высокая производительность.
Устройство буронабивного фундамента
Буронабивным фундаментом называют такой фундамент, изготовление свай которого осуществляется непосредственно на точке строительства сооружения, причем именно свая считается главным элементом такого типа фундамента. Помимо этого, свая играет роль основной опоры выстраиваемой конструкции. Расчет установки сваи достаточно прост – ее нижнее окончание должно быть установлено ниже отметки грунтового промерзания. Гидроизолирующим слоем является рубероид, двумя слоями которого покрывается опора. Верхние окончания опор соединяются посредством ростверка. Следует сказать, что различают две разновидности фундамента из буронабивных свай по типу ростверка:
- висячего;
- заглубленного.
Во избежание вспучивания объекта, следует между землей и ростверком висячего типа оставлять небольшое расстояние, равное не более 150 мм. Несколько погруженный ростверк вглубь земли называют заглубленным. Нижняя часть такого ростверка должна находиться в земле не более чем на 200 мм. Стоит сказать, что буронабивные сваи с ростверком рассчитаны на нагрузку около 1,5 тонны каждая.
Технология возведения опор
В первую очередь, необходимо произвести разметку будущего фундамента. Когда эта процедура будет завершена, следует выкопать траншею на месте основания будущего фундамента. Глубина траншеи не должна превышать 400 мм. После выкапывания траншеи необходимо сделать отметки в тех местах, где будут установлены сваи. С помощью мотобура в отмеченных местах требуется пробурить скважины. Для обеспечения опоры гидроизоляцией, рекомендуется скважину выложить двойным слоем рубероида. Стоит отметить, что диаметр рубероидной рубашки обязательно должен совпадать с диаметром опоры. Проектирование фундаментов из буронабивных свай на влажных почвах предусматривает изготовление свай при помощи обсадной трубы. При помощи обсадной трубы удается залить скважину раствором бетона, причем очень качественно. По завершении процесса бетонирования, в скважину с раствором опускается армированный каркас.
Разновидность установки каркаса напрямую связана с предполагаемой нагрузкой, которая высчитывается, когда происходит расчет фундамента на буронабивных сваях. Так, каркас может быть установлен либо на определенной части сваи, либо по всей ее длине. Не исключен вариант, когда каркас необходимо установить лишь в верхней оконечности опоры, где он будет служить связующим звеном для стыка с ростверком. Устанавливая каркас, следует помнить, что он не должен соприкасаться с грунтом, поэтому не следует нижнюю его часть устанавливать глубже уровня опоры. При взаимодействии каркаса с землей, первый начнет покрываться ржавчиной. Само собой, при таком раскладе опора спустя некоторое время выйдет из строя. При достаточно плотном грунте, где стенки скважины отличаются устойчивостью, применения обсадной трубы можно избежать.
Во время бетонирования столбовой ямы, залитый раствор следует уплотнить при помощи вибратора. Соединение ростверка с опорой осуществляется путем выведения прутьев арматуры на уровень, равный уровню ростверка, за исключением 3 см. Допускается делать и монолитный ростверк. Помимо этого, для создания ростверка вполне подойдут и бетонные балки. Так, следует забетонировать на верхней части опоры стержень, подобный букве «Т», при этом его горизонтальная часть должна быть равной ширине опоры, а вертикальная – размеру балки, которую требуется уложить. По завершении укладки балки необходимо забетонировать стык, тогда как горизонтальная часть стержня должна быть хорошо приварена к петлям монтируемого элемента.
В качестве буронабивной сваи также может быть использована и буронабивная свая из бутобетона. Ее отличие заключается в том, что в период бетонирования скважины ее также наполняют камнями. Само собой, что такая добавка дает возможность сэкономить на бетоне, при этом прочность такой опоры значительно увеличивается. Сооружая ленточный фундамент с буронабивными сваями из бутобетона, необходимо делать столбовые ямы диаметром в 50 см. Это объясняется тем, что такая опора уступает в показателях устойчивости против горизонтальных и вертикальных сил.
Создание ростверка
Устройство фундаментов из буронабивных свай обязательно включается в себя создание ростверка. Если судить о его конструкции, то ее можно сравнить с конструкцией ленточного фундамента. Так, ростверк представляет собой бетонную ленту, которая соединяет между собой верхушки опор. Если говорить о плитном фундаменте, то он объединяет верхние части всех опор сразу. Создание ленты ростверка предусматривает применение таких материалов, как:
- железобетон,
- сталь,
- дерево.
Так, например, в качестве ростверка деревянного сооружения может служить его нижний венец.
Самым распространенным на сегодняшний день считается железобетонный ростверк, представляющий собой монолит. Возведение подобного фундамента требует создания деревянной опалубки, причем такой тип ростверка может быть исключительно армирован, иначе допускается вероятность появления изгибов под воздействием чрезмерных нагрузок. В данном случае, арматура должна выкладываться в 2 пояса, где пояс представляет собой сетку, сваренную из прутьев арматуры, причем укладочный шаг должен соответствовать 20-40 см. Оба арматурных пояса следует между собой соединить при помощи специальных вертикальных стержней. Очень важно не допустить соприкосновения арматурных поясов с опалубкой. Предостеречь от этого можно, выложив под нижний пояс специальные прокладочные доски 3-5-сантиметровой толщины. Также существует вероятность сдвига этих поясов, предотвратить который легко путем их надежного крепления.
Избежать повреждения фундамента в периоды вспучивания грунта легко. Необходимо лишь оставить небольшой проем между грунтом и фундаментом, около 20-30 сантиметров. Оставлять зазор следует тогда, когда и ростверк, и фундамент будут заложены. Не стоит забывать, что повышение качества бетона за счет увеличения количества цемента должно проходить без энтузиазма, поскольку чрезмерное количество цемента значительно снижает прочностные показатели конструкции.